Медицинская помощь детям - ФГБУ "Поликлиника №4"
Размер шрифта Цветовая схема Обычная версия

Детский психиатр

Детская психиатрия ― это отдельная область медицины, которая занимается изучением психического развития детей от рождения до совершеннолетия. Психика взрослого человека и ребенка сильно различаются.

Особенность детского и подросткового организма и психического состояния обусловлена постоянным и непрерывным развитием и созреванием его структур и функций. В первую очередь это касается центральной нервной системы и психического развития ребенка.

Детский врач-психиатр хорошо знает не только собственно психиатрию детского возраста, но и детскую психологию, важнейшие характеристики нормального психофизиологического развития ребенка. Детский врач-психиатр многопрофильного лечебного учреждения, а именно, детской поликлиники – это, по сути, нейрофизиолог, психолог, психотерапевт, педиатр.

Принцип работы детского врача-психиатра – это интегративный, комплексный подход к организму маленького пациента и подростка в целом. Любая жалоба, любой симптом, синдром рассматриваются обязательно с точек зрения биологической, физиологической, социальной, психологической. Поэтому консультация детского психиатра уместна всегда.

На психиатрическом приёме строго соблюдается добровольность обращения, врачебная этика, гарантирующая конфиденциальность всей полученной информации, в соответствии с Российским законодательством (ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Выявление каких-либо проблем у ребенка не означает «пожизненный диагноз» и сломанную жизнь. Наоборот, своевременное посещение детского психиатра в детской поликлинике позволит выявить начинающиеся отклонения и вовремя скорректировать их. Итак, детский и подрастковый врач-психиатр занимается прежде всего определением уровня эмоционально-вегетативной зрелости в соответствии с возрастными критериями, уровня развития на данный конкретный возраст когнитивных функций (концентрация внимания, память, развитие речи, заинтересованность ребенка в получении знаний, способность к обучению).Ребенок не может правильно обозначить свои эмоции. Но существует непосредственная взаимосвязь эмоций и соматического (физического) состояния организма, осуществляемая вегетативной нервной системой. На физическом уровне появляются боли различной локализации (чаще всего головные боли, боли в животе), дисфункции внутренних органов, кожные проявления, аллергические проявления, снижение зрения. Детские тревожные состояния, как правило, являются основным пусковым механизмом этих соматических проявлений.

Психическое развитие детей отличается неравномерностью созревания различных психических функций. Например, развитие речи или логического мышления может не совпадать с развитием памяти, внимания, умственной работоспособностью.

Министерством здравоохранения РФ предусмотрены обязательные профилактические осмотры врачом-психиатром детей в период быстрого роста в возрасте 2 –х лет, 6 лет, ежегодно в 14, 15, 16, 17 лет. Цель таких осмотров:

  • выявить степень эмоционально-вегетативной зрелости, уровень психического развития, личностной зрелости, интеллекта;
  • рекомендации с учетом индивидульных особенностей ребенка.

Как проходит консультация у детского врача-психиатра?

В соответствии с законодательством, консультации детей в возрасте до 15 лет осуществляются по просьбе и в присутствии законных представителей ребенка и с их добровольного согласия. Если ребенок приходит на прием с человеком, который не является его законным представителем, необходима доверенность. После достижения возраста 15 лет согласие на осмотр психиатра должен выразить сам подросток. Визит к детскому врачу-психиатру не влечет за собой «постановку на учет». Конфиденциальность обращения за консультацией психиатра гарантирована Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданам при её оказании».

На первом приеме ребенок или его родители (если ребенок из-за психического состояния или слишком раннего возраста не может сделать это самостоятельно) излагают жалобы. Врач задает вопросы, выясняет особенности развития и воспитания (собирает анамнез). Основной метод психиатрической диагностики — наблюдение за ребенком, его поведением и эмоциональными реакциями, общение с ребёнком посредством игры, рисования, использования отдельных патопсихологических методик, а также построенная специальным образом беседа (интервью). Затем врач проводит анализ полученной информации и формулирует предварительный диагноз, при необходимости рекомендует дополнительные методы обследования, консультации других специалистов.

В психиатрической практике возможность длительного, т.н. динамического, наблюдения позволяет уточнить первоначальный предварительный диагноз, определить объём и тактику соответствующего лекарственного и нелекарственного лечения (фармакотерапия, психотерапия, психологическая коррекция), назначить частоту повторных посещений. Оптимальными являются повторные встречи раз в 7-10 дней. Врач оценивает наличие изменений в состоянии пациента, определяет эффективность назначенного лечения, обсуждает с другими специалистами (неврологом, гастроэнтерологом, кардиологом, дерматологом и др.), участвующими в оказании медицинской помощи пациенту, результаты проводимого лечения.

Эффективно помочь ребенку без активной помощи его родителей (законных представителей) и сотрудничества с врачом невозможно.

Жакова Олимпиада Николаевна

Врач-психиатр, высшая категория

График приема: Пн, Чт 13.00 - 15.00; Вт, Ср 08.00 - 14.00; Пт четн. 14.00 - 20.00; Пт нечетн. 08.00 - 14.00

Здесь будет располагаться информация об программе "Учимся говорить правильно"